Эффективные образовательные технологии. Электронное
периодическое издание. Выпуск 2. 2010г. ООО «Дистанционные технологии и
обучение», 2008-2010. Гузеев В.В., Бершадский М. Е., Нестеренко А.А идр.
Цель
модуля: обучение
учителей диагностикам предметных и межпредметных умений в рамках уроков
декларативной и процедурной информации.
Предметные и межпредметные умения.
Одной из
приоритетных целей КТО является - присвоение знаний и формирование способов деятельности
в соответствии с требованиями стандарта обучения. (Смотреть п.II ФГОС НОО, ФГОС ООО на закладке «В помощь учителю»)
Базовые
когнитивные способности, в определённой степени не зависят от предметного
содержания, которое должен усвоить ученик. Однако для понимания предметной
информации ученик владеть некоторыми знаниями и умениями как в самой этой
предметной области, так и в смежных областях. Это заставляет выделить ещё две
области сканирования состояния учащихся, необходимые для построения модели:
- межпредметные знания и умения;
- предметные знания и умения.
В обеих
областях сканированию подлежит усвоение декларативной и процедурной информации.
(см. структуры уроков КТО http://bershadskiy.ru/index/struktury_urokov/0-31
)
При усвоении
декларативной информации проверяется:
- знание определений понятий;
- знание существенных признаков
понятий;
- умение идентифицировать понятие
в тексте по его признакам;
- знание специфических для данной
предметной области видов связей между понятиями.
Диагностика
усвоения процедурной информации включает:
- знание признаков объектов, к
которым применима процедура;
- умение выделять в потоке
информации объекты, к которым применима процедура;
- знание условий применимости
процедуры;
- умение проверять условия
применимости процедуры;
- знание операционного состава
процедуры;
- умение выполнять отдельные
операции, входящие в состав процедуры;
- умение выполнять систему
операций, образующих процедуру в: а) ситуации первичного усвоения; б)
изменённой ситуации; в) новой ситуации.
Исследование
межпредметных знаний и умений
·
Владение декларативными знаниями на уровне воспроизведения (явления, факты,
величины, понятия, законы, модели, теории).
·
Владение
процедурными знаниями на уровне воспроизведения (операции, действия, методы).
·
Владение
процедурными знаниями на уровне применения (операции, действия, методы).
Исследование
предметных знаний и умений
·
Владение
декларативными знаниями на уровне воспроизведения (явления, факты, величины,
понятия, законы, модели, теории).
·
Владение
процедурными знаниями на уровне воспроизведения (операции, действия, методы).
·
Владение
процедурными знаниями на уровне применения (операции, действия, методы).
Разница
между предметной и межпредметной областями проявляется только на содержательном
уровне. Виды средств диагностики одинаковы. Они представляют собой критериально
ориентированные тесты.
Межпредметный
мониторинг проводится по мере необходимости. Предметный мониторинг проводится
непрерывно.
Задание : разработать
проект рабочего журнала по предметным и
межпредметным умениям по одной 1-3 учебным темам.